История создания
В течение 1978 — 1979 годов британской компанией Laird, уже имевшей опыт создания грузовых автомобилей военного назначения на базе внедорожников Land Rover , в инициативном порядке был разработан проект универсального полугусеничного автомобиля-тягача, получивший обозначение «Центавр». В 1979 году был завершён первый опытный образец машины, поступивший на полевые испытания, а до окончания 1980 года были построены ещё 5 машин, по большей части переданных потенциальным заказчикам во временное пользование для оценки; несколько позднее был построен ещё один образец, имевший модифицированную конструкцию. «Центавр» показал хорошие результаты испытаний, и по состоянию на 1980 год предполагалось, что Британская армия сделает заказ на небольшую партию автомобилей. Тем не менее, в конечном итоге британские войска отказались от приобретения «Центавров», а политические и экономические изменения в Великобритании сделали практически невозможным их продвижение на экспортные рынки, и к 1985 году проект был закрыт
Модификации
Производителем предусматривалось использование машины, помимо стандартной комплектации, также в качестве санитарного и командно-штабного автомобиля, а также в варианте базового шасси для системы дистанционного разминирования и ЗСУ с 20-мм автоматической пушкой
Опытные образцы
- P1 — первый опытный образец, использовавшийся для обкатки в различных климатических условиях. Предположительно, позднее приобретён Ливией.
- P2 — демонстрировался в различных африканских государствах, в частности в Нигерии и Кении .
- P3 — испытывался в варианте командно-штабной машины.
- P4 — проходил испытания в Омане, позднее был приобретён султаном.
- P5 — демонстрировался компанией в рекламных целях в различных государствах, в частности в Германии и странах Персидского залива. Оснащался системой дистанционного разминирования и 20-мм зенитной установкой.
- P6 — демонстрировался в Ираке, где был приобретён и использовался длительное время.
- P7 — создан на базе Land Rover 110 , имел незначительные отличия от более ранних образцов.
- P8 — аналогичен P7, к моменту прекращения работ не был завершён
Описание конструкции
«Центавр» создан на базе удлинённого шасси автомобиля повышенной проходимости Land Rover Stage 1 и отдельных узлов и агрегатов лёгкого танка «Скорпион», и имеет переднемоторную, полноприводную капотную компоновку
Двигатель и трансмиссия
Трансмиссия машины — механическая , двигатель — модификация 3,5-литрового V-образного 8-цилиндрового карбюраторного двигателя Rover V8 , имеющая мощность 132 л. с.
Ходовая часть
Ходовая часть машины — полугусеничная, состоящая из заднего гусеничного движителя и стандартного ведущего переднего моста автомобиля Land Rover.
Гусеничный движитель представляет собой укороченную ходовую часть танка «Скорпион» и, применительно к одному борту, состоит из трёх опорных катков , переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса
Подвеска переднего моста — зависимая, на полуэллиптических листовых рессорах , гусеничного движителя — индивидуальная торсионная ; тормозные механизмы — гидравлический барабанный и дисковой соответственно.
Поворот осуществляется поворотом передних колёс и подтормаживанием соответствующей гусеницы .
Сохранившиеся экземпляры
Прототипы P2 и P3 в настоящий момент находятся в частной коллекции, P5 и P7 находятся на экспозиции Танкового музея в Бовингтоне . Брошенный и сильно повреждённый остов P6 был найден в 2004 году в Ираке бойцами ВС США . Остов был эвакуирован силами британского Королевского корпуса электромеханических инженеров и ныне находится на хранении в резервной коллекции музея корпуса в городе Бордон. Прототип P4 находится на экспозиции музея Вооружённых сил Омана . Информация о сохранности прототипа P1, оставшегося в Ливии , отсутствует
Оценка машины
«Центавр» отличается высокими для грузовой и для полугусеничной машины динамическими характеристиками — так, максимальная скорость на шоссе достигает 100 км/ч . Испытания автомобиля показали также хорошую проходимость, значительно более высокую, чем у колёсных машин аналогичного класса; машина показала отличные результаты в том числе в арктических условиях Широкое использование стандартных узлов и агрегатов серийных автомобиля Land Rover и танка «Скорпион» обеспечивало сравнительно невысокую стоимость и хорошую ремонтопригодность машины